Безделье предоставленных самим себе детей порой доводит до возмутительных ситуаций. Один из вопиющих случаев произошел в Сафонове осенним днем.
Четверо подростков от 9 до 13 лет как обычно прогуливались по соседним дворам и случайно увидели маленького пушистого котенка. Но не жалость и вовсе не любовь к братьям нашим меньшим побудила мальчиков поймать беззащитного зверька. Мучительную пытку задумали провести несовершеннолетние ребята…
Жестокое издевательство стало возможным с легкой руки добросердечных жителей, поделившихся «рублем» с мальчиками, которые попрошайничали у магазина. Собранных денег хватило, чтобы купить ножик и зажигалку; у продавцов такая покупка малолетних ребят не вызвала подозрений.
Дети вернулись к котенку. Один следил за обстановкой, чтобы прохожие их не уличили, двое держали несчастное животное, а четвертый резал ножом его лапки. Ни вид крови, ни жалобный писк котенка – ничто не усмирило экспериментаторов. Дальше – хуже. Один из них решил доломать лапки руками, ведь перерезать кости ножом не получалось. А затем — подожгли измученное животное.
Что еще бы выдумали эти мальчики страшно предположить, но заметили этот произвол и пресекли его женщины, которые позвонили в дежурную часть полиции и отвезли котенка к ветеринару.
Оказалось, что все четверо детей уже состояли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних за драки и другие общественно-опасные деяния. Неутешительны и характеристики социальных педагогов: подростки почти не интересуются уроками, плохо усваивают материал, некоторые из них даже пропускают занятия, предоставлены сами себе. Два мальчика – ученики коррекционной школы.
На комиссии по делам несовершеннолетних, где рассматривалось это дело, дети не объяснили причины своих поступков. Мамы малолетних правонарушителей были удивлены, что их сыновья сотворили такое. По словам родителей, дома мальчики всегда хорошо относились к своим домашним питомцам.
С детьми были проведены профилактические беседы, а мамам назначен максимальный штраф за неисполнение родительских обязанностей в размере 500 рублей.
Мы в ответе за тех, кого воспитали. И то, что одна из мам оправдывала сына: «он ничего не делал, просто смотрел», и то, что другая увезла своего ребенка в другой город, подтверждает безответственное отношение родителей к воспитанию своих детей. Безнаказанность порождает вседозволенность. А если бездушие и жестокость своих несовершеннолетних подростков, которые уже истязали одно животное, родители оправдывают, кем станут эти дети и что будет с ними в будущем?
Н. СКИБИНА (по материалам инспекции по делам несовершеннолетних и защите их прав0
Комментарий психолога Елены ЗОЛОТОВОЙ
В основе детской жестокости лежат два психологических механизма: перенесение враждебных чувств на тех, кто слабее, и «идентификация с агрессором». Ребенок, не раз испытавший обиду, унижение со стороны взрослых или более сильных сверстников и не имеющий возможности адекватно выразить свои чувства, сначала подавляет их, а затем переносит на более слабых, беззащитных животных. При этом он ощущает себя уверенным, смелым и сильным агрессором. Таким образом, ребенок пытается справиться с чувством неполноценности.
Любая агрессия – это еще и недостаток эмоционального развития. Дети, проявляющие жестокость, не способны сознательно опознавать и адекватно выражать чувства. Независимо от национальной или культурной принадлежности, только с 5 лет ребенок начинает различать на лице другого человека проявление боли, а после 9-10 лет — страха и ужаса. Задача родителей и педагогов — научить его понимать чувства другого человека, принимать и разделять их. И главное, общаясь с ребенком, быть к нему справедливым!
Именно ощущение несправедливости вызывает чувства обиды, гнева, страха, опасности и желание отомстить. Если кто-то из родителей проявляет часто неоправданную строгость, даже жестокость, то и ребенок будет способен вести себя таким же образом, особенно по отношению к тем, кто слабее его. Он не научится сострадать, если в трудной для него ситуации ему никогда не сочувствовали взрослые. Очень важно, какой пример отношения к жизни получает ребенок от родителей, видит ли окружающий мир добрым и отзывчивым, или злобным, полным угроз и опасностей. Только через личный опыт отношений с ними формируются базовые чувства. Зачастую жестокое обращение ребенка с животным является следствием его конфликта со взрослыми. Когда он хочет «наказать» их, но не может.
В этой ситуации необходимо помочь ребенку понять, почему он поступает жестоко. Объяснить ему, как чувствует себя животное, что ему больно и страшно. И показать, что намного приятнее быть сильным и храбрым защитником.
Установлено, что среди неблагополучных несовершеннолетних детей, замеченных в жестоком обращении с животными, большинство из них подвергались физическим наказаниям в своих семьях. Бывает достаточно изменить отношения в семье, решить проблемы, приведшие к жестокости, и со временем она уйдет.
К сожалению, причинами немотивированной жестокости могут быть и нарушения работы структур головного мозга, отвечающих за проявление агрессии. Кроме этого, повышенной агрессивностью сопровождаются некоторые психические расстройства. В этом случае может помочь только врач-психиатр. И чем раньше, это произойдет, тем эффективнее будет лечение.
Будьте первым, кто оставит комментарий!