История деревни Дроздово имеет много «белых пятен»; над воссозданием прошлого этого края еще предстоит поработать современникам и потомкам.
Известны разрозненные факты разных времен, запечатленные в музейном уголке Дроздовской основной общеобразовательной школы, отдельные моменты давнего прошлого можно узнать при изучении материалов в Сафоновском историко-краеведческом музее, при чтении книг в районной библиотеке. Хранят дорогие сердцу воспоминания старожилы — их рассказы школьники чаще всего записывают при подготовке к краеведческим конференциям, районным и областным конкурсам, посвященным истории родного края. Всезнающий интернет-ресурс выдает через поисковик лишь общие данные: о местоположении, памятниках, разрушенном храме.
Это было давно…
В школьном музее учитель истории А.Н. Тюрин показал один из старейших экспонатов – окаменелость с отпечатками древнейших организмов. Камень принес в музей отец одной из учениц Дроздовской школы.
Попытку заглянуть в прошлое родной деревни предприняли в 2003 году восьмиклассницы местной школы Любовь Козачек, Татьяна Тимашкова, Ольга Гавриченкова и Татьяна Коляда – они написали реферат на тему: «Дроздову – 500 лет». В своем исследовании ученицы сослались на первое письменное упоминание о деревне Кремяное от 4 апреля 1503 года, обнаружив ее в «Списке Дорогобужских волостей, отошедших к Московскому государству по перемирию 1503 года» (Соловьев С.М., книга III. История России с древнейших времен. Том V. С. 354. М. 1989). Кроме того, духовная грамота великого князя Ивана III (1503 г.) и мирные грамоты (1504 и 1508 гг.). точно указывают состав дорогобужских волостей и их месторасположение в Сафоновском крае. По правому берегу Днепра находились волости: Погорелая (центр — ныне Николо-Погорелое); Негомля (по речке Неговке, где Селецкое, Дендино, Иваники); Кремена (Николо-Кремяное, где сейчас Дроздово) и т.д. «Скорее всего, первыми жителями нашей местности были балты, которые и дали название местной реке – Вопец. Этот гидроним относится к балтскому языку и переводится как «быстрая, каменистая река». Позднее с приходом в нашу местность славян-кривичей происходит ассимиляция балтов, и славянская речь, культура становятся основными». Далее юные исследователи делают вывод о том, что название деревни Николо-Кремяное говорит о почитании нашими предками святого Николая и наличии большого количества камня по берегам реки.
Местные жители выращивали такие культуры, как рожь, овес, пшеницу, гречиху, лен, коноплю. Пахали на лошадях и волах, занимались бортничеством, поставляли на рынок мед и воск.
На охоте добывали мясо и пушнину. При этом охотиться на кабанов, лосей, бобров могла только знать. Бобровые гоны (места расселения бобровых семей) жаловали знати в награду за службу. Однако из-за нещадного истребления этих пушных зверьков бобровые гоны исчезли.
Память хранит легенды
В селе Николо-Кремяном находилась церковь Николы Чудотворца, ставшая в 18 веке не только религиозным центром, но и просветительским, поскольку при ней работала церковно-приходская школа. Жители Дроздова без труда покажут место, где находился храм, — в годы советской власти там выстроили совхозную столовую. Одну из легенд о церкви в Николо-Кремяном поведала сафоновским краеведам Мария Ивановна Егорова, жительница деревни Пирогово Сафоновского района:
-Когда я была пацанкой, то мать мне рассказывала о том, что ей тоже старухи рассказывали. Была у нас церковь святого Николая. Тут Наполеон попёр на Россию. Много мужиков пошло на войну. Перед Москвой Наполеон шёл через наш большак. Увидав церкву нашу, сказал, что надо туда завести коней, чтобы надругаться, значит. Французы коней завели, серебро-золото всё содрали, и с колокольни колокол срубили. А церковь на горочке стояла, колокол как упал на землю, так с горки и покатился, да в воду, в Вопец. А крестьяне икону Николая спрятали, чтоб не надругались. А как французов прогнали, где церковь была, повесили икону на дерево. Молиться стали ходить. А однажды пришли — икона не висит на дереве. Стали искать, а она на другом. Опять её перевесили на место. Наутро — икона снова на другом дереве, на том, с какого её вчера сняли. Перевесили. Перевешивали-перевешивали, надоело с Николой спорить, и решили, надо церковь на этом месте построить. И построили церковь возле Дроздова, село стало Николо-Кремяное, потому что на речке Кремянке и икона святого Николая. Наверно, не хотел святой в обруганном месте жить и выбрал «чистое» место.
Старожилы помнят также легенду о том, что, когда в годы советской власти с церкви снимали колокол, то он под собственной тяжестью порвал веревку и скатился под гору в реку Вопец. Попытки найти его и вытащить ни к чему не привели.
Из прошлого Николо-Кремяного
По данным о сельских приходских училищах за 1866 год, в Николо-Кремяном обучалось 26 лиц мужского пола и одна женщина. Крестьяне часто сами нанимали учителей, по очереди содержали их, собирали посильную плату. Учебный год начинался 1 октября по окончании сельскохозяйственных работ. Земство решило для содержания училищ и учителей собирать по 27 копеек с души на селе, а в городе 44 копейки на каждого обывателя. Сельским учителям назначали содержание не менее 150 рублей в год, на книги и учебные пособия – 50 рублей.
В Сафоновском историко-краеведческом музее есть историческая справка о том, что брат адмирала Павла Нахимова Платон Степанович (1790-1852), капитан 2 ранга, был владельцем имений Николо-Кремяное (сейчас Дроздово) и Селецкое. В 1834-1848 годах Платон Степанович являлся инспектором Московского университета. Впоследствии «село Николы Кремяное с деревней Комаровой, Дроздовой, Хомеками, Алтуховой принадлежало Михайлу Цызыреву с 216 душами мужского пола. В селе была мельница с двумя поставами (постав — пара жерновов, перетирающих зерно в муку).
В ХХI веке, согласно списку населенных мест Смоленской губернии, деревня называлась Николо-Кремяное, а Дроздово находилось с левой стороны реки Вопец. Дважды в год, 9 мая и 6 декабря, проходили ярмарки с участием крестьян из соседних деревень и купцов из Дорогобужа.
До Октябрьской революции Николо-Кремяное принадлежало помещику Яншину. В 1910 г. Дорогобужское земство создало в уезде телефонную сеть, которая с 1 января 1911 г. вступила в эксплуатацию. Телефонная связь была не только внутриуездной, но и междугородней: она связывала уезд с губернским центром – Смоленском. Телефон как средство связи прежде всего появился у людей, занимавшихся активной экономической и общественной деятельностью. В числе первых абонентов Сафоновского края были А.С. Козлов (имение Федоровщина), В.Н. Мезенцев (имение Татево), А.М. Тухачевский (имение Толстое), А.Е. Яншин (имение Николо-Кремяное), кн. В.М. Урусов (имение Овиновщина), Н.Н. Яхонтов (имение Моисеево).
Напротив Николо-Кремяного располагались еще две большие деревни: внизу Дроздово, а наверху –Хоменки. Все три населенных пункта перед войной входили в один колхоз под названием «Смычка». Это был культурный центр, в котором имелись сельпо, семилетняя школа и участковая больница.
Испытания войной
В годы Великой Отечественной войны немецко-фашистские каратели, пытаясь отомстить жителям за оказанное ими упорное сопротивление, сожгли практически все села в округе.
Изучая многострадальное прошлое родной земли, учащиеся Дроздовской школы изучают судьбы своих земляков, которые пережили военное лихолетье, оккупацию, сражались на фронтах, были партизанами. Дети пишут рефераты, проводят экскурсии в музее для гостей и для младших школьников. Так, девятиклассница Елена Хозяинова написала работу о своей бабушке, пережившей испытания войной, голодом, страхом.
Один из экспонатов школьного музея – бюст бывшей учительницы, партизанки-подпольщицы А.И. Новиковой, похороненной в Дроздове. Когда учащиеся проводят экскурсии, они обязательно рассказывают о судьбе Александры Ильиничны, называют ее дроздовской Зоей Космодемьянской. Новикова родилась в 1923 году в деревне Логуново Дроздовского сельского Совета. В семье было две дочери: Шура и Надя. Шура до войны окончила учительские курсы и работала в Васьковской школе.
Во время войны она ушла вместе с другими односельчанами в партизанский отряд, базировавшийся в Вадинском лесу. 14 февраля 1943 года во время блокады леса девушка вместе с группой партизан попала в плен. Трех пленниц, среди которых была и Шура Новикова, фашисты привели в деревню Васьково. Несчастных истязали, пытали, били в холодном сарае…
Когда мать Шуры пошла на следующий день с саночками за трупом дочери, немцы расстреляли и ее в дроздовском рву. Даже это зверство не остановило немцев. Всех оставшихся в живых местных жителей они погнали в Белоруссию, а саму деревню сожгли.
Ученики Васьковской школы ухаживали за могилкой своей учительницы до той поры, пока бывшая партизанка, подруга Александры Новиковой Екатерина Гринкова, не организовала перезахоронение останков Шуры в деревне Дроздово.
Участницей партизанского движения была и учительница А.К. Белова, имя которой также вошло в героическую летопись села.
А еще дроздовцы знают и чтут подвиг своего земляка Дмитрия Паутова, погибшего в Афганистане. С фотографии Димы скульптором Александром Барышевым сделан барельеф воина в сквере памяти воинов-интернационалистов в Сафонове.
Накануне Дня Победы в минувшем году сослуживцы Дмитрия, побывали на его могиле. Собрал их бывший командир взвода И.Б. Козьменко.
Вчера, сегодня, завтра
О быте местных жителей расскажут собранные в школьном музее предметы крестьянского быта, подаренные учениками разных лет и их родителями. Так, Юлия Тимашкова принесла прялку своей бабушки, Катя Митяева – найденную в огороде звезду с памятника красноармейцам, обнаруженную на месте бывшего эвакопункта, а также старый солдатский котелок.
Музейный уголок в Дроздовской школе невелик по размерам, однако вмещает не только фотографии, награды из семейных архивов, но и орудия, найденные на местах боев, гильзы разного калибра, винтовку Мосина, а также предметы крестьянского быта: старые утюги, фонари для освещения и т.д.
Большинстве местных жителей вплоть до начала перестройки работали в совхозе «Дроздовский» (создан в 1946 году). В разные годы директорами хозяйства были Н.С. Петров, М.М. Маренков (его дочь, Лариса Михайловна Николаева, возглавляет Дроздовскую сельскую администрацию), А.М. Халеев. В 2010 году было создано крестьянско-фермерское хозяйство ИП Кундина С.А.
Сегодня в Дроздове работают основная образовательная школа, почта, фельдшерско-акушерский пункт, сельский дом культуры, библиотека, магазины.
Население Дроздовского поселения насчитывает 552 человека; из них на центральной усадьбе зарегистрировано 467, в Вержине – 74, в Святцове – 6, в Клемятине – 5 человек. Эти края оживают летом и по праздникам, когда к родителям приезжают дети и внуки, выбираются на природу дачники. Особенно многолюдно бывает на праздниках в местном Доме культуры, при подведении традиционных конкурсов по благоустройству. Вся деревня участвует в народных гуляниях, посвященных Масленице, Дню села!
Материал подготовила к печати Татьяна ГЛЯШОВА.
Будьте первым, кто оставит комментарий!