Дом в маленьком украинском поселке под Луганском, в котором семья Земляных прожила много лет, им пришлось бросить. И бежать в панике, забыв даже о необходимых вещах и документах, туда, где нет войны. Как бы ни было жаль нажитого добра, ухоженного хозяйства, виноградников, жизнь дороже…
Вынужденные переселенцы с Украины Тамара Геронтьевна и Василий Иванович Земляные уже больше года живут в деревне Рыбки Сафоновского района. После пережитого ужаса и шока семья вернулась к привычному для нормальных людей образу жизни: работа, хлопоты по хозяйству, встречи и общение с односельчанами. Тяжело начинать все заново в зрелом возрасте, но трудолюбивые, не привыкшие сидеть на чужой шее Земляные уже не только наладили по мере возможностей быт, но и заслужили любовь и уважение рыбковцев. Здесь, по словам Тамары Геронтьевны, они нашли свой дом: «Чувствую себя на своем месте. Я люблю Россию, люблю всех русских людей и вашего президента — Путина (так хочется сказать — нашего!)». Эти слова женщина произнесла с таким искренним убеждением, что мне стало немного стыдно: такому патриотизму можно поучиться нам всем.
Воспоминания о событиях, предшествовавших побегу из поселка Ивановка Антрацитовского района, дались Тамаре нелегко. Но, утирая слезы, женщина решила выговориться.
Небо над головой перестало быть мирным не вдруг: тревожные события, неутешительные слухи доходили до жителей поселка давно, новости по телевизору не внушали оптимизма. То, что происходило вокруг, заставляло переживать за детей и внуков, ведь Земляные всей семьей участвовали в референдуме и, тем самым, внесли себя в «черный список». Случаи избиений, убийств, насилия над теми, кто хотел федерализации, происходили вполне реально. Но все же до последнего теплилась надежда, что конфликт разрешится мирным путем.
Когда началась бомбежка Луганского аэропорта, расстрелы мирных жителей, стало очень страшно. Было лето 2014 года. Тамара вспоминает, как вздрагивала от любого шума, не могла спать, есть, дышать… 6 июля друзья и родственники собрались, чтобы поздравить ее с 50-летием, но юбилей выдался не радостный. «Слезами шашлыки поливали», — говорит женщина.
Все хотели в ополчение, и Василий Иванович Земляной рвался воевать. Но здоровье, подорванное тяжелой работой в шахте, не позволило вступить в ряды защитников.
С каждым днем становилось хуже. Истеричное состояние жены стало последней каплей: семья решилась на отъезд.
24 июля супруги Земляные, 83-летняя мать Тамары, дочь Евгения с мужем Олегом и детьми покинули родной поселок, оставив нажитое на разграбление мародерам. Пришлось разделиться: кто-то на эвакуационном автобусе, остальные — на машине. Шесть часов ехали по объездным дорогам, уворачиваясь от обстрелов украинской армии. Боялись не доехать, ведь свидетельства неудачных попыток убежать от войны были повсюду: трупы убитых,
сожженные машины довольно часто встречались на пути. «Все, что показывают по российским каналам, правда! И даже это — далеко не полная картина¸ на самом деле еще хуже», — утверждает Тамара Геронтьевна. Пшеница желто-черного цвета, выжженные поля, черный Краснодон в памяти Земляных останутся навсегда.
В 3 часа дня были на территории России. Решили ехать в Вязьму, где когда-то училась Тамара и где должны были жить ее сестры. В дороге разделенная на две группы семья чуть не растерялась из-за прерванной связи, что добавило Тамаре Геронтьевне переживаний. Но уже в поезде она ощутила, что рядом – неравнодушные люди. «В России другие люди, по-другому чувствуют, сопереживают. Это видно даже по глазам».
Бог послал им человека, протянувшего руку помощи в, казалось бы, безвыходной ситуации. Проводница поезда Юлия Александровна Говрас успокоила: «Не волнуйтесь, поедете к нам в Сафоново, первое время поживете у моей бабушки». Так и пришлось сделать, потому что в Вязьме родные не нашлись.
Бабушка Юли, Алевтина Петровна Юрочкина, проживает по ул. Красногвардейской, д.3. Там и нашла прибежище на первое время семья Земляных. «Юля и Алевтина Петровна совершили подвиг в мирное время: не каждый отважится приютить совершенно чужих людей в своем доме. Теперь они нам не просто друзья, а родные люди», — продолжает Тамара Геронтьевна. Дочь Алевтины Петровны Зоя Константиновна тоже душевно отнеслась к беженцам: согрела добрым словом, поддержала морально.
Немного придя в себя, мужчины пошли работать. На 17-й день семья смогла снять квартиру и начать жить самостоятельно. Положительный настрой дали им в районной администрации: Вячеслав Ефимович Балалаев и Геннадий Викторович Гуренков предложили помощь в поиске работы и жилья. Дочь устроилась в Сафоновскую детскую школу искусств по своей специальности — хореографом, зять Олег работает в сфере строительства. Когда Тамаре предложили стать заведующей фельдшерско-акушерским пунктом в Рыбках, она недолго раздумывала: работа по ее профилю, да и муж очень хотел в деревню, поближе к природе. И нисколько не жалеют об этом решении, прочно связавшем их судьбы с жителями российской глубинки.
Теперь только, спустя год, Тамара Земляная смогла оглянуться назад, успокоиться и осмыслить произошедшее. Появилось желание выразить благодарность всем, кто помог в трудную минуту. По-доброму отнеслись глава Рыбковского сельского поселения Наталья Ивановна Никитина, Нина Леонидовна Кудинова, Анэлия Станиславовна Фаткова, Надежда Петровна Шаулко, Елена Осипова, Маргарита Анатольевна Плескачева, Галина Николаевна Воднева, Нина Михайловна Коршакова, Екатерина Николаевна Печенкина, Анатолий Алексеевич Зеленин, Валентина Петровна Пуганова, Анна Парамоновна Позднякова, Олеся Крот, Анна Николаевна Леонова, Светлана Андреевна Шевелева — все рыбковцы, семья Архиповых из Ельни. Спасибо руководству района, главному врачу Центральной районной больницы Игорю Самуиловичу Кристалинскому. Многих Тамара не может назвать, но это не умаляет их доброты и отзывчивости. Например, хозяйку магазина «Башмачок» по ул. Революционной (сейчас он уже не существует) она знает как Галю и благодарна ей за оказанную помощь. Со многими сдружились, общаются невзирая на разделяющие их расстояния.
В ответ Земляные стараются быть полезными своим односельчанам, работать на совесть. Прижились, стали своими. Правда, немного расстраивают жилищные условия – уж в очень плачевном состоянии находится выделенный им дом. Своими силами привести его в порядок нереально, поэтому надеются на помощь местной администрации.
Да еще болью в сердце отзываются новости с юго-востока Украины. Дебальцево, Чернухино, Петровеньки — не просто названия населенных пунктов в зоне вооруженных действий, а родные места, где прошла молодость, выросли дети, родились внуки. Но не смотреть кадры военной хроники Земляные не в силах: каждый день они проживают вместе с находящимися под огнем украинских военных жителями Новороссии. Но свою дальнейшую жизнь представляют только здесь, в России.
Ирина КУРОПАТКИНА
Фото автора
Будьте первым, кто оставит комментарий!