Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

По обломкам самолета

Каждые выходные на протяжении целого месяца поисковики отряда «Боевое братство» проводили раскопки советского самолета в районе деревни Воротыново.

Об этом рассказал командир отряда Александр ГЕРАСЕНКОВ.

— Огромная заболоченная воронка среди леса привлекла внимание еще осенью 2015 года. Обломки обшивки самолета, которые оказались поблизости под верхним слоем земли, лишь подтвердили догадки: это место его падения.

В сентябре этого года нашим отрядом было принято решение начать раскопки. Мы осушили воронку, откачав воду помпой, и взялись за лопаты. Честно говоря, ранее у нас не было опыта подъема объектов такого масштаба. Работа оказалась совсем не из легких: самолет «вошел» очень глубоко в землю, и копать пришлось тяжелую, мокрую глину. Практически сразу подняли обшивку самолета. На глубине около трех метров попадались сплошные обломки и среди них — человеческие останки. По характеру повреждений можно сказать, что самолет упал с большой высоты и на скорости ударился о землю. Большое количество стреляных гильз свидетельствует о том, что экипаж вел бой до последнего патрона.

При дальнейших раскопках потребовалось задействовать экскаватор, но предстояло еще много работы: проверить каждый клочок земли вручную.

Были подняты такие массивные и значимые детали, как лопасти винтов и двигатели самолета. По их номерам удалось определить, что это советский пикирующий бомбардировщик ПЕ-2.

Моторы №31173 и №31176 стояли на самолете (бортовой номер 1/166), который был выпущен на заводе в феврале 1943 года, а уже 27 февраля зачислен в состав 47-го гвардейского авиационного полка дальней разведки главного командования Красной армии. Его основной задачей было выявление состава группировок войск противника и наблюдение за перемещениями его частей и соединений.

Буквально через две недели — 13 марта 1943 года — самолет не вернулся с боевого задания. Установлена и судьба летчиков, которые были исключены из списка экипажа и считались пропавшими без вести.

Первым из пилотов найден стрелок-радист — гвардии сержант Михаил Григорьевич Вересюк. Сохранились его личные вещи: расческа, часы, сержантский погон, гвардейский значок и красноармейская книжка. Но, к сожалению, родственников у него не осталось.

Позднее, при доработке отвала, найдены останки еще двух пилотов. Один из них — гвардии старший лейтенант Иван Игнатьевич Болбат. Другой — гвардии лейтенант Николай Иванович Евсевьев, по красноармейской книжке которого удалось восстановить фото благодаря работе эксперта Игоря Михайлюка.

Поиск родственников погибших героев уже принес первые результаты. Как оказалось, брат Евсевьева — Иван Иванович — получил звание Героя Советского Союза за бои в Испании и командовал авиационной дивизией в Киеве до 1964 года. Это помогло в короткие сроки установить потомков погибшего. Уже удалось связаться с тремя племянниками Николая Ивановича, которые проживают в Барнауле. Еще ведутся поиски его внучатого правнука в Киеве. Московские родственники, как выяснилось, нет в живых.

Летчики 47-го Гвардейского авиационного полка дальний разведки 1943 год. Из фотоархива полка

Работа поисковиков продолжается. На месте крушения бомбардировщика планируется установить памятный знак, чтобы увековечить имена погибших героев.

Фотоматериалы предоставлены ПО «Боевое братство»

Комментарии отключены.

Яндекс.Метрика